Профориентация – необходимое направление в работе со старшеклассниками, находящимися на пороге очень важного жизненного выбора - выбора пути профессионального саморазвития. Сделать этот выбор правильно - очень важно для каждого молодого человека, ведь от того интересна ли профессия и приносит ли работа в ней удовлетворение зависит эффективность любой трудовой деятельности.
Команда Профессионального союза Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема с октября 2019 года посещает школы ЕАО с мероприятиями проекта «Моя профессия», поддержанного Фондом президентских грантов, и оказывает помощь в профессиональном становлении учащимся 9-11 классов, разъясняя особенности рынка востребованных вакансий региона, требования к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего образования, проводит профориентационное тестирование.
Сегодня мы беседуем с руководителем блока проекта «Психологическое профессиональное консультирование» Еленой Сергеевной Плотниковой, заведующей Центром социальной адаптации и психологического здоровья студентов:
- Елена Сергеевна, Вы с коллегами посетили уже 39 школ, скажите, насколько старшеклассники нашей области знают свои способности и осознают к какой сфере профессионального интереса они относятся?
- Не все старшеклассники знают свои способности и осознают свою сферу профессиональных интересов. Более того, многие из них не имеют информации о современных профессиях, тем более об актуальном состоянии рынка востребованных вакансий региона. Девятиклассники, например, на вопрос «На кого вы собираетесь пойти учиться и кем работать?» часто отвечают общими фразами: «на железную дорогу», «в медицину», «в экономику», но не могут ответить чётко, какую именно профессию они хотят освоить. Более конкретный ответ дают десятиклассники и выпускники 11 класса. Многие называют конкретную профессию, которую они выбрали, но, вместе с тем, когда мы начинаем работать с ними по профориентационным методикам, часто оказывается, что сфера профессиональных интересов и личностных склонностей ученика не совпадают выбранной профессией. Это обуславливается неправильным подходом к выбору своего будущего дела.
- Какими методиками вы пользуетесь?
- Мы используем матрицу выбора профессии Г. Резапкиной, опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши и групповые упражнения для стимуляции обратной связи школьников. В начале занятия участники знакомятся с матрицей и определяют интересующие их профессиональные сферы. Затем проходит диагностика профессиональных склонностей с дальнейшим обсуждением. В конце занятия школьники играют в профориентационные игры, любимой из которых стала «Сверток профессий». С теми ребятами, у которых выбор профессии не совпадал с результатами тестирования, нами проводятся индивидуальные беседы, где мы рекомендуем пройти дополнительные методы диагностики.
- Каковы результаты диагностики предпочитаемой сферы профессиональной деятельности школьников?
- Наиболее популярной профессиональной сферой стала сфера материальных интересов, к ней склонны 30% старшеклассников. Многие из них хотят связать свою деятельность с экономикой, бухгалтерией, аудитом. Склонность по другим сферам распределились следующим образом: сфера физического труда – 20% старшеклассников; сфера эстетики и искусства 16%; сфера умственного труда – 13 %; сфера работы с людьми – 10% и сфера технических интересов – 8%.
- Есть ли у школьников случаи сознательной смены выбранной профессии после полученной профориентационной консультации?
- В результате проделанной нашей командой работы, а это не только профориентационное тестирование, есть немало старшеклассников, которые переосмыслили свой выбор и осознали то, насколько ответственно необходимо относиться к нему. У многих из них возник вопрос: нормально ли сомневаться в уже сделанном выборе профессии и бывают ли такие сомнения у студентов или работающих специалистов? Мы объясняем ребятам, что, сомнения – это нормально, значит есть возможность вовремя остановиться и изменить свою жизнь к лучшему. Рассказываем, что, получив образование в выбранной профессиональной сфере, можно работать не только по основной профессии, но и стать узким специалистом в этой области, заняться научной деятельностью или открыть свое дело. В общем, всей командой делаем благое дело!
Напомним, что проект «Моя профессия» поддержан Фондом президентских грантов в 2019 году. В рамках проекта реализуется профориентационное мероприятие в 41 школе ЕАО для более чем 2000 учащихся старших классов. Партнерами проекта выступают: Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Управление трудовой занятости населения правительства ЕАО, Комитет образования ЕАО.
Следите за деятельностью проекта на страницах в социальных сетях: https://vk.com/public187324256 , https://www.instagram.com/project_my_profession/ .